Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили
была сегодня 17:42

Музей ковра в Азербайджане был основан по усмотрению совета министров Азербайджанской ССР 13 марта 1967 года. С тех пор и до настоящего времени он прошел ряд переименований, отражающих его развитие. На момент своего создания этот уникальный музей был единственным в мире, специализированным исключительно на коврах. Его основная цель заключается в сохранении, изучении и демонстрации уникальных образцов коврового искусства, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия Азербайджана.

Инициатором создания музея стал Лятиф Керимов — ученый и ковроткач, основатель научного изучения ковроделия. Открытие первой экспозиции музея состоялось в 1972 году в здании исторической Джума-мечети в Ичеришехере. В период существования музея были проведены множество выставок, симпозиумов и конференций, способствующих изучению и популяризации коврового искусства.

Значительные проекты, такие как выставки «Пиротские ковры», «Камиль Алиев: Художник и время» и другие, позволили музею утвердить свое место в мировом культурном сообществе. В 2010 году ковровое искусство было признано ЮНЕСКО как шедевр устного и нематериального культурного наследия человечества.

Сегодня Азербайджанский национальный музей ковра не только сохраняет богатую коллекцию ковров — важнейшего наследия народа, но и активно занимается его изучением и популяризацией на мировом уровне.

Экспозиция состоит из трех этажей. На первом этаже показан путь развития, пройденный азербайджанским ковровым искусством, начиная с тростниковых экземпляров. На втором этаже экспозиции представлены ворсовые ковры.

На третьем этаже экспозиции представлен путь развития азербайджанского ковра в XX–XXI столетиях.

Само здание музея ковра выполнено в виде ковра, свернутого в рулон. Оно расположено на Приморском бульваре, прямо напротив фуникулёра.
Само здание музея ковра выполнено в виде ковра, свернутого в рулон. Оно расположено на Приморском бульваре, прямо напротив фуникулёра.
СТОИМОСТЬ БИЛЕТА
- для граждан Азербайджана – 7 манат
- для иностранцев – 10 манат
- для школьников и студентов – 3 маната
Отдельно оплачивается:
- зал временных выставок – 3 маната;
- ювелирный фонд – 3маната;
Есть дополнительные услуги - аудиогид, экскурсовод, фотосессия в национальнызх костюмах и т.д.
СТОИМОСТЬ БИЛЕТА - для граждан Азербайджана – 7 манат - для иностранцев – 10 манат - для школьников и студентов – 3 маната Отдельно оплачивается: - зал временных выставок – 3 маната; - ювелирный фонд – 3маната; Есть дополнительные услуги - аудиогид, экскурсовод, фотосессия в национальнызх костюмах и т.д.
Самый простой вид ковра называется хясир - это плетеная циновка из камыша или тростника
Самый простой вид ковра называется хясир - это плетеная циновка из камыша или тростника
Именно с таких образцов и начиналось искусство ковроткачества.
Именно с таких образцов и начиналось искусство ковроткачества.
В музее очень много информационных стендов, где можно погрузиться в подробности, и много интерактивных экранов на которых показано производство ковров и процесс ткачества.
В музее очень много информационных стендов, где можно погрузиться в подробности, и много интерактивных экранов на которых показано производство ковров и процесс ткачества.
Далее на первом этаже показаны более сложные формы ковров - палас, джеджим, килим, шадда, лады, верни, зили, сумах.
Далее на первом этаже показаны более сложные формы ковров - палас, джеджим, килим, шадда, лады, верни, зили, сумах.
Проследить всю эволюцию ковроткачества помогут мультимедийные файлы. Мониторы наглядно показывают технологию создания каждого вида безворсового ковра.
Проследить всю эволюцию ковроткачества помогут мультимедийные файлы. Мониторы наглядно показывают технологию создания каждого вида безворсового ковра.
Сумах, конец 19го века
Сумах, конец 19го века
Здесь же экспонируются безворсовые ковровые изделия: чул (попона), хурджун и хейбя (переметная сума из двух частей), дуз торбасы (мешок для соли), джораб (шерстяные носки), дявя бязяйи (украшение для верблюда), чанта (сумка), сиджим (толстая веревка из овечьей шерсти, козьего волоса или льна — с ее помощью закрепляли груз или перевязывали охапки травы).
Здесь же экспонируются безворсовые ковровые изделия: чул (попона), хурджун и хейбя (переметная сума из двух частей), дуз торбасы (мешок для соли), джораб (шерстяные носки), дявя бязяйи (украшение для верблюда), чанта (сумка), сиджим (толстая веревка из овечьей шерсти, козьего волоса или льна — с ее помощью закрепляли груз или перевязывали охапки травы).
Чийи-палас, конец 19 века
Чийи-палас, конец 19 века
Оркен (узкая ковровая лента для крепления вьючных грузов, укрепления палаток), гашигдан (сумка для ложек и скалок), мафраш (прямоугольная ковровая сума — в ней хранили и перевозили постельные принадлежности и одежду), яхяр устю (коврик на седло), чувал (мешок). Эти предметы использовались в повседневной жизни азербайджанцев.
Оркен (узкая ковровая лента для крепления вьючных грузов, укрепления палаток), гашигдан (сумка для ложек и скалок), мафраш (прямоугольная ковровая сума — в ней хранили и перевозили постельные принадлежности и одежду), яхяр устю (коврик на седло), чувал (мешок). Эти предметы использовались в повседневной жизни азербайджанцев.
Коллекция безворсовых ковров состоит из 681 экспоната.
Коллекция безворсовых ковров состоит из 681 экспоната.
Здесь же расположены горизонтальный и вертикальный станки, инструменты ковроделов для стрижки, мытья и расчесывания шерсти, прядения и крашения пряжи.
Здесь же расположены горизонтальный и вертикальный станки, инструменты ковроделов для стрижки, мытья и расчесывания шерсти, прядения и крашения пряжи.
В коллекции музея хранятся образцы национальной одежды из разных регионов Азербайджана: чепкен, архалыг (верхняя женская или мужская плечевая одежда), туман (юбка), кюрдю (стеганая безрукавка), джанлыг (жилет), чуха (верхняя мужская плечевая одежда), япынджы (бурка), чах-чур (женские шелковые брюки), шалвар (шаровары), чарыг (чарыки), леббадэ (верхняя женская плечевая одежда), кюляджа (верхняя женская одежда длиной до колен, без застежек, отрезная в талии), койняк (рубаха), арахчын (тюбетейка), рюбянд (покрывало на лицо с ажурной сеткой для глаз), келагаи (шелковый женский платок), чаршаб (покрывало, которое женщина носила на улице).
В коллекции музея хранятся образцы национальной одежды из разных регионов Азербайджана: чепкен, архалыг (верхняя женская или мужская плечевая одежда), туман (юбка), кюрдю (стеганая безрукавка), джанлыг (жилет), чуха (верхняя мужская плечевая одежда), япынджы (бурка), чах-чур (женские шелковые брюки), шалвар (шаровары), чарыг (чарыки), леббадэ (верхняя женская плечевая одежда), кюляджа (верхняя женская одежда длиной до колен, без застежек, отрезная в талии), койняк (рубаха), арахчын (тюбетейка), рюбянд (покрывало на лицо с ажурной сеткой для глаз), келагаи (шелковый женский платок), чаршаб (покрывало, которое женщина носила на улице).
Безворсовые ковры отличаются друг от друга техникой ткачества, композиционным построением, орнаментом и цветовым решением.
Безворсовые ковры отличаются друг от друга техникой ткачества, композиционным построением, орнаментом и цветовым решением.
В технике простого продевания ткутся паласы и джеджимы, для композиции которых характерны цветные полосы различной ширины. Сотканные техникой сложного продевания килимы украшаются множеством геометрических узоров, состоящих из четырех- и шестиконечных фигур, медальонов «килимгюлю» и т. д.
В технике простого продевания ткутся паласы и джеджимы, для композиции которых характерны цветные полосы различной ширины. Сотканные техникой сложного продевания килимы украшаются множеством геометрических узоров, состоящих из четырех- и шестиконечных фигур, медальонов «килимгюлю» и т. д.
Безворсовые ковры типа вярни, шадда, зили и сумах выделываются обвязыванием третьей лицевой нити вокруг нити основы, что дает возможность создавать сложные орнаменты: стилизованные изображения драконов в виде букв S или Z, зооморфных и антропоморфных мотивов, растительных орнаментов, композиции «Хатаи» и т.д.
Безворсовые ковры типа вярни, шадда, зили и сумах выделываются обвязыванием третьей лицевой нити вокруг нити основы, что дает возможность создавать сложные орнаменты: стилизованные изображения драконов в виде букв S или Z, зооморфных и антропоморфных мотивов, растительных орнаментов, композиции «Хатаи» и т.д.
Безворсовые ковры были широко распространены в быту. Ими устилали полы, сплошь покрывали алачиг (юрты), они использовались в качестве занавесей, покрывал, одежды и скатертей и т. д. Но именно в изготовлении этих предметов первой необходимости в полной мере стал проявляться художественный гений народа, своеобразие его мышления.
Безворсовые ковры были широко распространены в быту. Ими устилали полы, сплошь покрывали алачиг (юрты), они использовались в качестве занавесей, покрывал, одежды и скатертей и т. д. Но именно в изготовлении этих предметов первой необходимости в полной мере стал проявляться художественный гений народа, своеобразие его мышления.
На втором этаже экспозиции представлены ворсовые ковры. Они делятся на группы согласно классификации ученого и художника по ковру Лятифа Керимова.
На втором этаже экспозиции представлены ворсовые ковры. Они делятся на группы согласно классификации ученого и художника по ковру Лятифа Керимова.
В экспозиции можно увидеть губинскую, ширванскую, бакинскую, гянджинскую, газахскую, карабахскую и тебризскую группы ковроткачества.
В экспозиции можно увидеть губинскую, ширванскую, бакинскую, гянджинскую, газахскую, карабахскую и тебризскую группы ковроткачества.
Выставленные здесь ковры «Аждахалы» («Драконовый») и «Сальян Хиляси» были переданы музею в 2013 году по завещанию американского коллекционера Гровера Шильтца.
Выставленные здесь ковры «Аждахалы» («Драконовый») и «Сальян Хиляси» были переданы музею в 2013 году по завещанию американского коллекционера Гровера Шильтца.
Часто встречающиеся в азербайджанском народном искусстве мотивы имеют определенный смысл. Экспозиция позволяет понять, что стоит за такими элементами орнамента, как бута, дракон, древо жизни, узнать происхождение и семантику различной формы крестов, значение исламских символов.
Часто встречающиеся в азербайджанском народном искусстве мотивы имеют определенный смысл. Экспозиция позволяет понять, что стоит за такими элементами орнамента, как бута, дракон, древо жизни, узнать происхождение и семантику различной формы крестов, значение исламских символов.
Богатое разнообразие стилей орнамента представлено в соответствии с географией их распространения.
Богатое разнообразие стилей орнамента представлено в соответствии с географией их распространения.
На всем этом этаже широко применяются современные цифровые технологии. Они расширяют возможности показа ковров различных типов и групп, в том числе из коллекций многих музеев мира.
На всем этом этаже широко применяются современные цифровые технологии. Они расширяют возможности показа ковров различных типов и групп, в том числе из коллекций многих музеев мира.
В экспозиции представлены археологические находки из разных регионов Азербайджана, подтверждающие древние корни национального коврового ремесла.
В экспозиции представлены археологические находки из разных регионов Азербайджана, подтверждающие древние корни национального коврового ремесла.
Коллекция ворсовых ковров, составляющая основной фонд музея, насчитывает 2398 экспонатов, относящихся к XVII – началу XX веков и современному периоду.
Коллекция ворсовых ковров, составляющая основной фонд музея, насчитывает 2398 экспонатов, относящихся к XVII – началу XX веков и современному периоду.
Ковры широко использовались в повседневной жизни народа. Азербайджанские ковры отличает огромное разнообразие декоративных композиций, которых насчитывается свыше 600. Названия классических композиций связаны с местом производства, в некоторых случаях в название выносится основной орнаментальный мотив, украшающий ковер.
Ковры широко использовались в повседневной жизни народа. Азербайджанские ковры отличает огромное разнообразие декоративных композиций, которых насчитывается свыше 600. Названия классических композиций связаны с местом производства, в некоторых случаях в название выносится основной орнаментальный мотив, украшающий ковер.
Одно из самых тонких и изящных ремесел в традиционной материальной культуре Азербайджана – вышивка. Различными видами вышивки украшались элементы национального костюма, предметы быта, придающие своеобразие интерьерному убранству.
Одно из самых тонких и изящных ремесел в традиционной материальной культуре Азербайджана – вышивка. Различными видами вышивки украшались элементы национального костюма, предметы быта, придающие своеобразие интерьерному убранству.
В коллекции представлены различные образцы вышивки: тахча габахы (занавесь), сюфря (скатерть), дараг габы (футляр для расчесок), тютюн габы (табакерка), ийнядан (футляр для иголок), гялямдан (футляр для ручек), быг багы (наусник), хейбя (ковровая переметная сума среднего размера), мохюр габы (футляр для мохюра, плоского кружка из глины, добытой в святых местах – Кербале, Мекке, Мешхеде. К мохюру прикладываются лбом при поклонах во время намаза), пул кисяси (кошелек), йелпик (опахало), намазлыг (коврик для намаза), гуран габы (футляр для Корана).
В коллекции представлены различные образцы вышивки: тахча габахы (занавесь), сюфря (скатерть), дараг габы (футляр для расчесок), тютюн габы (табакерка), ийнядан (футляр для иголок), гялямдан (футляр для ручек), быг багы (наусник), хейбя (ковровая переметная сума среднего размера), мохюр габы (футляр для мохюра, плоского кружка из глины, добытой в святых местах – Кербале, Мекке, Мешхеде. К мохюру прикладываются лбом при поклонах во время намаза), пул кисяси (кошелек), йелпик (опахало), намазлыг (коврик для намаза), гуран габы (футляр для Корана).
В коллекции также хранятся такие виды тканей, как гановуз (канаус, плотная шелковая ткань) и тирма, пользовавшиеся популярностью среди простых азербайджанцев. По узорам и расцветкам можно было проследить, представителям каких народностей или социальных классов принадлежали эти ткани.
В коллекции также хранятся такие виды тканей, как гановуз (канаус, плотная шелковая ткань) и тирма, пользовавшиеся популярностью среди простых азербайджанцев. По узорам и расцветкам можно было проследить, представителям каких народностей или социальных классов принадлежали эти ткани.
Тебризские ковры славятся уникальными сюжетами, каждый из которых рассказывает целую историю.
Тебризские ковры славятся уникальными сюжетами, каждый из которых рассказывает целую историю.
Ковроткачество, зародившееся многие столетия назад и внесшее огромный вклад в мировую культуру, сохраняет свою актуальность и в наши дни. Это древнее искусство, опирающееся на традиции предков, в каждом поколении обогащается новыми стилевыми приемами, новыми элементами орнаментов и цветовых соотношений – ведь мастера каждой эпохи всегда дополняли классические приемы своими представлениями о прекрасном.
Ковроткачество, зародившееся многие столетия назад и внесшее огромный вклад в мировую культуру, сохраняет свою актуальность и в наши дни. Это древнее искусство, опирающееся на традиции предков, в каждом поколении обогащается новыми стилевыми приемами, новыми элементами орнаментов и цветовых соотношений – ведь мастера каждой эпохи всегда дополняли классические приемы своими представлениями о прекрасном.
Традиционный интерьер дома богатого жителя города Шуша — одна из самых интересных и запоминающихся частей экспозиции. Он воссоздан на основе заметок и рисунков европейских и русских путешественников.
Традиционный интерьер дома богатого жителя города Шуша — одна из самых интересных и запоминающихся частей экспозиции. Он воссоздан на основе заметок и рисунков европейских и русских путешественников.
Карабахские ковровые комплекты больших размеров «Дяст-халы-гябя» призваны подчеркивать высокий статус дома.
Карабахские ковровые комплекты больших размеров «Дяст-халы-гябя» призваны подчеркивать высокий статус дома.
При создании вышивок использовались различные техники – тякялдуз (тамбурная вышивка), гюлябятин (золотая вышивка), пиляк (вышивка блестками), мунджуг (вышивка бисером), гурама (лоскутное шитье), джюлмя (вышивка петлей).
При создании вышивок использовались различные техники – тякялдуз (тамбурная вышивка), гюлябятин (золотая вышивка), пиляк (вышивка блестками), мунджуг (вышивка бисером), гурама (лоскутное шитье), джюлмя (вышивка петлей).
Самым древним образцом в коллекции является фрагмент ткани, датированной XII-XIII веками, найденный во время археологических раскопок в местности Хараба Гилан (Нахчыван).
Самым древним образцом в коллекции является фрагмент ткани, датированной XII-XIII веками, найденный во время археологических раскопок в местности Хараба Гилан (Нахчыван).
Ковер «Аждахалы» XVII века — самое древнее и уникальное произведение в коллекции музея.
Ковер «Аждахалы» XVII века — самое древнее и уникальное произведение в коллекции музея.
Большую роль в развитии коврового искусства сыграли современные профессиональные художники. Среди них выдающийся мастер и ученый Летиф Керимов, по чьим эскизам сотканы ковры "Лячяктурундж", "Бахар" ("Весна"), "Хейванлар аляминдя" ("В мире животных"), "Шаби-хиджран" ("Ночь разлуки"), "Сафиаддин Урмави".
Большую роль в развитии коврового искусства сыграли современные профессиональные художники. Среди них выдающийся мастер и ученый Летиф Керимов, по чьим эскизам сотканы ковры "Лячяктурундж", "Бахар" ("Весна"), "Хейванлар аляминдя" ("В мире животных"), "Шаби-хиджран" ("Ночь разлуки"), "Сафиаддин Урмави".
В музее также представлены произведения Камиля Алиева – "Низами", "Насими", "Гейдар Алиев", Эльдара Микаилзаде – "Шаби-хиджран", "Нагыллыр аляминдя" ("В мире сказок"), Джафара Муджри – "Саиб Тебризи" и других художников.
В музее также представлены произведения Камиля Алиева – "Низами", "Насими", "Гейдар Алиев", Эльдара Микаилзаде – "Шаби-хиджран", "Нагыллыр аляминдя" ("В мире сказок"), Джафара Муджри – "Саиб Тебризи" и других художников.
На третьем этаже экспозиции представлен путь развития азербайджанского ковра в XX–XXI столетиях.
На третьем этаже экспозиции представлен путь развития азербайджанского ковра в XX–XXI столетиях.
 В фондах хранятся различные виды ковровых изделий, без которых невозможно представить жизнь  далеких предков. Все эти вещи помогают воссоздать быт давно ушедших поколений и глубже понять историю народа.
В фондах хранятся различные виды ковровых изделий, без которых невозможно представить жизнь далеких предков. Все эти вещи помогают воссоздать быт давно ушедших поколений и глубже понять историю народа.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому