Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Меня не отпускает Собор в Трире, поэтому хочу рассказать о нем максимально подробно и показать всё богатство внутреннего убранства. Материал в своем роде уникальнй, т.к. я ходила по собору с путеводителем (можно при входе купить за 0.5 евро, в т.ч. на руском языке) и делала фотографии точно по списку)))
Кафедральному собору в Трире более 1700 лет
Согласно средневековым преданиям, Елена, мать Константина Великого, подарила свой дворец епископу Агрицию, чтобы тот использовал его помещения как церковь. Археологические раскопки подтвердили, что под нынешним собором действительно находились жилые постройки, были обнаружены многочисленные части фрески, покрывавшей потолок площадью 70 кв.м. Эти части фрески были отреставрированы и в настоящий момент находятся в Музее епископства.
Вход в него, разумеется, бесплатный. А вот вход в реликварий собора – платный, 4 евро. Но в реликварии строго-настрого запрещено фотографировать.
В последней трети 3-го века н.э. в Трире уже существовал христианская община, которой руководили первые епископы, ученики апостола Петра – Евхариус, Валериус и Материус. Следы первой церкви общины предположительно находятся внутри городских стен.
Важнейшее место паломничества и самой ценной реликвией кафедрального собора в Трире является священная Туника (хитон) Христа. Согласно преданиям, Елена, мать императора Константина, привезла неделимое одеяние Христа в Трир. Впервые упоминания о святой Тунике встречается в 11-м веке. Достоверно подтверждена история туники в 12-м веке, 1 мая 1196 она была перенесена из западных в новый алтарь восточных хоров. В 1512 году во время правления императора Максимилиана, при епископе Рихарде фон Графенклау, состоялось первое паломничество к святой Тунике.
Следующие выносы туники и доступ к ней состоялись в 1513, 1514, 1515, 1516, 1517, 1524, 1531, 1545, 1655, 1810, 1844, 1891, 1933 и 1996 годах. После реставрации собора в 1974 году деревянный ковчег, изготовленный в 1891 году, в котором хранилась туника, был помещен в климатизированный стеклянный саркофаг. Последний вынос туники и паломничество к ней, состоявшиеся в 1996 году, стали настоящим праздником всех верующих, что нашло свое продолжение в ежегодных теперь Днях Святой Туники. Только во время Дней Святой Туники есть возможность войти в капеллу центрального алтаря, где она хранится, но само одеяние увидеть нельзя. Драматические события прошлого и неблагоприятные условия хранения одеяния привели тому, что структура и состояние ткани сильно изменились, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки реставрации. На вопрос о достоверности туники нельзя ответить совершенно однозначно. Для верующих туника символизирует антропогенез Христа, события его земной жизни до распятия и смерти. Неделимая и бесшовная туника является знаком неделимости христианского мира и напоминает о соединяющей силе Господа, как это выражено в молитве паломников: «Иисус Христос, наш спаситель и избавитель, помилуй нас и весь мир. Помни о христианах всего мира и воссоедини то, что разобщено. Аминь.»
Теперь немного хронологии для очень любознательных:
311\313 - императорский эдикт предоставляет христианам свободу вероисповедания.
310-329 – епископ Агриций сооружает первую базилику
329-346 – епископ Максимин перестраивает церковь в монументальное сооружение, состоящее из четырех базилик, баптистерия и многочисленных служебных помещений. Таким образом, в 4-м веке Трирски собор становится одним из крупнейших сооружений.
С 340 ведется сооружение «куба» внешние стены которого сегодня образуют строительное ядро собора
1-я половина 5-го века – серьезные разрушения собора в связи с беспорядками во время Великого переселения народов.
Середина 6-го века – епископ Ницетий приглашает итальянских строителей для восстановления куба и северной церкви
882 – серьезные разрушения собора норманскими племенами
989\990 при архиепископе Эгберте две северные из четырех формообразующих квадрат в центре собора колонны, воздвигнутые при епископе Ницети, обкладываются камнем, они приобретают форму креста
1030-1047 – полная реставрация церкви, включая фасад и крипты при архиепископе Поппо фон Бабенберге и его последователях. Позднероманские хоры и крипта встраиваются в восточную стену «куба», после чего следует замена плоских сводов собора сводчатыми
1235-1260\70 поверх руин античной южной церкви возводится церковь Богородицы, в это же время сооружается крытая галерея вокруг внутреннего двора собора
1307-1345 при архиепископе Балдуине надстраиваются обе восточные башни собора. Панели хоров, надгробья, скульптуры, сохранившиеся из средневекового интерьера собора, представляют и сегодня значительную ценность. Надгробные памятники указывают на то, что уже в средние века собор был местом упокоения епископов Трира.
1515 надстроена западная башня
1664-68 по окончанию тридцатилетней войны архиепископ Карл Каспар фон Лаен начинает перестройку западных хоров в стиле барокко
1687-99 при архиепископе Иоанне Хьюго фон Орсбеке сооружается фасад капеллы «Святой туники Христа»
1702-08 в глубине восточных хоров сооружается хранилище Святой туники Христа, главной реликвии собора
19-й век – начало реставрации собора, первоначальной целью которой было восстановление утраченного средневекового интерьера
20-й век – последняя крупная реставрация собора проведена в 1960-1974 годах. В ходе реставрации была осуществлена перестройка алтаря, необходимость которой связна с реформой литургии в соответствии с Вторым Ватиканским Собором
1 мая 1974 года освящен новый алтарь, и служба в соборе ведется в полном объеме.