Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили
была сегодня 12:13
Фотоальбом

Военно-грузинская дорога

57 52
Грузия Сентябрь 2016
Грузия: полезная информация

Одна из самых живописных дорог мира. Единственный путь, соединяющий Россию с Кавказом с давних времен. На кибитках и перекладных здесь проезжали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Дюма-отец. Природа, окружающая Военно-Грузинскую дорогу, всегда вызывала чувство восторга у писателей.

А. П. Чехов писал о ней: «Я никогда в жизни не видел ничего подобного». А еще он сказал : «Пережил я Военно-Грузинскую дорогу. Это не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный демоном и посвященный Тамаре…»

А. М. Горький, после того как он в 1891 г. прошел всю Военно-Грузинскую дорогу пешком с котомкой за спиной, признал: «Именно величественная природа Кавказа дала мне толчок, который сделал из бродяги литератора».

А грузинский поэт Иосиф Нонешвили написал так:

"Здесь мой прадед грузин проходил, огибая Казбек,

Путь к народу России любовью своей открывая,

И не только в горах - в каждом сердце грузинском навек

Пролегла, словно радуга эта дорога живая"

Давайте посмотрим, что же вызывает восторг у такого количества людей.

Этот путь по долинам Терека и Арагви известен с древних времен. Дорога упоминается в старинных хрониках.
Этот путь по долинам Терека и Арагви известен с древних времен. Дорога упоминается в старинных хрониках.
Греческий историк и географ Страбон  в очерке об Иберии пишет, что эта горная дорога трудна и опасна, так как путешественник должен взбираться на вершины по узким тропам, на которых не могут разойтись два человека.
Греческий историк и географ Страбон в очерке об Иберии пишет, что эта горная дорога трудна и опасна, так как путешественник должен взбираться на вершины по узким тропам, на которых не могут разойтись два человека.
Жинвальское водохранилище
Жинвальское водохранилище
Если говорить о голых фактах - дорога эта,  длиной  192 км тянется от Владикавказа до Тбилиси
Если говорить о голых фактах - дорога эта, длиной 192 км тянется от Владикавказа до Тбилиси
Долина реки Терек
Долина реки Терек
И если кто-то наивный думает, что эти почти 200 км можно проскочить за 2-3 часа - это огрооомное заблуждение.
И если кто-то наивный думает, что эти почти 200 км можно проскочить за 2-3 часа - это огрооомное заблуждение.
В основном это серпантин. Не разгонишься.  Плюс виды, которые предстают из окна автомобиля, заставляют сердце то замирать, то учащенно биться, и приходится останавливаться.
В основном это серпантин. Не разгонишься. Плюс виды, которые предстают из окна автомобиля, заставляют сердце то замирать, то учащенно биться, и приходится останавливаться.
Конечно, что-то снимаешь по-ходу движения, из окна автомобиля)
Конечно, что-то снимаешь по-ходу движения, из окна автомобиля)
Географически первые километры Военно-Грузинская дорога идет по долине реки Терек, потом поднимается над долиной, идет вверх  на Крестовый перевал (2395 м). Отсюда начинается крутой зигзагообразный Млетский спуск. Дальше полегче -  дорога становится просторнее. Справа и слева открываются ровные площадки, покрытые садами и огородами.
Географически первые километры Военно-Грузинская дорога идет по долине реки Терек, потом поднимается над долиной, идет вверх на Крестовый перевал (2395 м). Отсюда начинается крутой зигзагообразный Млетский спуск. Дальше полегче - дорога становится просторнее. Справа и слева открываются ровные площадки, покрытые садами и огородами.
Значение Военно-Грузинской дороги определяло время. Роль дороги как торгового пути в соседние государства особенно возросла в 11-13 веках в эпоху феодального расцвета Грузии.
Значение Военно-Грузинской дороги определяло время. Роль дороги как торгового пути в соседние государства особенно возросла в 11-13 веках в эпоху феодального расцвета Грузии.
Второй виток значимый - в 18м веке: при Екатерине II в Грузию были отправлены русские войска, а грузинские отряды во время русско-турецкой войны участвовали в борьбе против турецких полчищ в Закавказье.
Второй виток значимый - в 18м веке: при Екатерине II в Грузию были отправлены русские войска, а грузинские отряды во время русско-турецкой войны участвовали в борьбе против турецких полчищ в Закавказье.
Однако в этот период дорога была труднопроходимой, и путешествие по ней осуществлялось с большим трудом и занимало много времени. Так, в 1799 г. отряд русских войск под командованием генерала Лазарева прошел путь от Владикавказа до Тифлиса за 36 дней.
Однако в этот период дорога была труднопроходимой, и путешествие по ней осуществлялось с большим трудом и занимало много времени. Так, в 1799 г. отряд русских войск под командованием генерала Лазарева прошел путь от Владикавказа до Тифлиса за 36 дней.
После присоединения Грузии к России дорога от Владикавказа до Тифлиса стала иметь особенно большое военно-стратегическое значение. Называлась она «Дарьяльской дорогой». С 1803 г. на всем ее протяжении возводились военные укрепления (редуты) для защиты проезжающих, началась реконструкция дороги.
После присоединения Грузии к России дорога от Владикавказа до Тифлиса стала иметь особенно большое военно-стратегическое значение. Называлась она «Дарьяльской дорогой». С 1803 г. на всем ее протяжении возводились военные укрепления (редуты) для защиты проезжающих, началась реконструкция дороги.
Кстати, не забудьте посмотреть на столбики – разметки.  На одном столбике написаны две совершенно разные цифры. Всё дело в том, что жители и Грузии и Северной Осетии считают, что начало дороги – это именно их столица – Владикавказ и Тбилиси. Именно поэтому на столбике одна цифра означает расстояние от Владикавказа до Тбилиси, а вторая цифра, наоборот, – от Тбилиси до Владикавказа. И спорить о том, что дорога берёт своё начало в Грузии или в Северной Осетии бесполезно.
Кстати, не забудьте посмотреть на столбики – разметки. На одном столбике написаны две совершенно разные цифры. Всё дело в том, что жители и Грузии и Северной Осетии считают, что начало дороги – это именно их столица – Владикавказ и Тбилиси. Именно поэтому на столбике одна цифра означает расстояние от Владикавказа до Тбилиси, а вторая цифра, наоборот, – от Тбилиси до Владикавказа. И спорить о том, что дорога берёт своё начало в Грузии или в Северной Осетии бесполезно.
С 1814 г. Военно-Грузинская дорога стала пригодной для движения колесного транспорта, несколько лет спустя была организована так называемая «экстрапочта», связывающая Санкт-Петербург с Тифлисом.
С 1814 г. Военно-Грузинская дорога стала пригодной для движения колесного транспорта, несколько лет спустя была организована так называемая «экстрапочта», связывающая Санкт-Петербург с Тифлисом.
Арка дружбы народов
Арка дружбы народов
Замечательное описание путешествия по Военно-Грузинской дороге дал А.С. Пушкин в повести «Путешествие в Арзрум : 
«С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. ... На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около. Пробили в барабан. Мы тронулись. Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами.  За нею потянулись   коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрипел обоз двухколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами...  Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки .. .

Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами …

Пушка оставила нас. Мы отправились с пехотой и казаками. Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Мы поехали по его левому берегу... Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачной прелестию природы. Погода была пасмурная: облака тяжело тянулись около черных вершин.»
Замечательное описание путешествия по Военно-Грузинской дороге дал А.С. Пушкин в повести «Путешествие в Арзрум : «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. ... На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около. Пробили в барабан. Мы тронулись. Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За нею потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрипел обоз двухколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами... Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки .. . Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами … Пушка оставила нас. Мы отправились с пехотой и казаками. Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Мы поехали по его левому берегу... Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачной прелестию природы. Погода была пасмурная: облака тяжело тянулись около черных вершин.»
В 1911 г. по Военно-Грузинской дороге началось регулярное автомобильное сообщение, которым владела французская акционерная компания.
В 1911 г. по Военно-Грузинской дороге началось регулярное автомобильное сообщение, которым владела французская акционерная компания.
С 1928 г. дорога имеет асфальтовое покрытие.
С 1928 г. дорога имеет асфальтовое покрытие.
С этой местностью связано множество поэтических легенд и преданий. Одна из них повествует о сказочном властелине Гуд-горы, могучем старце Гуде, который прославился среди горцев своими добрыми делами, но потом обезумел от безответной любви к прекрасной горянке Нино. Раскаты громового смеха старца, обрадованного ссорой Нино с её молодым возлюбленным пастухом, так сотрясали окрестные горы, что с них срывались огромные камни. Крупные валуны и по сей день густо устилают вход в Чертову долину. Это место так и называют - "каменный хаос". Легенду о старце Гуде, конечно, слышал М. Лермонтов и использовал её в своей знаменитой поэме "Демон".
С этой местностью связано множество поэтических легенд и преданий. Одна из них повествует о сказочном властелине Гуд-горы, могучем старце Гуде, который прославился среди горцев своими добрыми делами, но потом обезумел от безответной любви к прекрасной горянке Нино. Раскаты громового смеха старца, обрадованного ссорой Нино с её молодым возлюбленным пастухом, так сотрясали окрестные горы, что с них срывались огромные камни. Крупные валуны и по сей день густо устилают вход в Чертову долину. Это место так и называют - "каменный хаос". Легенду о старце Гуде, конечно, слышал М. Лермонтов и использовал её в своей знаменитой поэме "Демон".
Куда не глянешь - всюду вздымаются горы.
Куда не глянешь - всюду вздымаются горы.
Воздух на перевале прохладен и изумительно чист.
Воздух на перевале прохладен и изумительно чист.
Участок пути от Казбеги до старинного селения Гвелети, проложенный по узкому карнизу, очень живописен: сверху нависают угрюмые скалы, глубоко внизу ревёт и клокочет Терек.
Участок пути от Казбеги до старинного селения Гвелети, проложенный по узкому карнизу, очень живописен: сверху нависают угрюмые скалы, глубоко внизу ревёт и клокочет Терек.
Живописное Дарьялское ущелье
Живописное Дарьялское ущелье
Тут Лермонтов поселил своего Демона.

"Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел…"
Тут Лермонтов поселил своего Демона. "Под ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял, И, глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел…"
Изумительный вид - вот эти белые точечки - это пасется стадо овец
Изумительный вид - вот эти белые точечки - это пасется стадо овец
А вот еще слова Чайковского:
"Военно-Грузинская дорога, об которой так много пришлось читать и слышать, превзошла всякие мои ожидания. знаменитое Дарьяльское ущелье, подъём в горы, в сферу снегов, спуск в долину  Арагвы - всё это изумительно хорошо, и притом до того разнообразны красоты этого пути"
А вот еще слова Чайковского: "Военно-Грузинская дорога, об которой так много пришлось читать и слышать, превзошла всякие мои ожидания. знаменитое Дарьяльское ущелье, подъём в горы, в сферу снегов, спуск в долину Арагвы - всё это изумительно хорошо, и притом до того разнообразны красоты этого пути"
И вот да - чем меня эта дорога удивила - так это неповторяемостью картинок. Куда ни глянь - разный рельеф, разный пейзаж.
И вот да - чем меня эта дорога удивила - так это неповторяемостью картинок. Куда ни глянь - разный рельеф, разный пейзаж.
А вот еще Пушкин - м"Путешествие в Эрзерум"
 "Мы услышали глухой шум и увидели Терек …Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны чрез утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачною прелестию природы»
А вот еще Пушкин - м"Путешествие в Эрзерум" "Мы услышали глухой шум и увидели Терек …Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны чрез утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачною прелестию природы»
Тут тоже весь склон в овечках)
Тут тоже весь склон в овечках)
Еще приведу слова Ираклия Андроникова: «Много удивительных мест на Кавказе, но Военно-Грузинскую дорогу словно смонтировал великий художник. Она как кинолента, в которой нет повторения, нет лишнего: вся она — чередование контрастов».
Еще приведу слова Ираклия Андроникова: «Много удивительных мест на Кавказе, но Военно-Грузинскую дорогу словно смонтировал великий художник. Она как кинолента, в которой нет повторения, нет лишнего: вся она — чередование контрастов».
Снежные вершины во главе с седоглавым великаном Казбеком, стремительные горные реки, суровые теснины ущелий на северных склонах Главного Кавказского хребта и мягкие ландшафты плодородных долин Грузии на южных склонах, старинные крепости, монастыри, сторожевые башни и многое другое, свойственное только Кавказу.... все это за какие-то 200 км
Снежные вершины во главе с седоглавым великаном Казбеком, стремительные горные реки, суровые теснины ущелий на северных склонах Главного Кавказского хребта и мягкие ландшафты плодородных долин Грузии на южных склонах, старинные крепости, монастыри, сторожевые башни и многое другое, свойственное только Кавказу.... все это за какие-то 200 км
Кстати, будьте готовы, что перепад темпрературы там приличный. В  сентябре например мы выезжали из Тбилиси было +22, а в районе Арки Дружбы +6.
Кстати, будьте готовы, что перепад темпрературы там приличный. В сентябре например мы выезжали из Тбилиси было +22, а в районе Арки Дружбы +6.
Внизу в ущелье - Белая Арагви
Внизу в ущелье - Белая Арагви
А здесь на вершинах вдали уже снег
А здесь на вершинах вдали уже снег
Жинвальское водохранилище
Жинвальское водохранилище
Чарующая энергетика
Чарующая энергетика
Я все пыталась выяснить для чего тоннели - мало верится, но сказали, что ночевать водителям во время снегопадов...
Я все пыталась выяснить для чего тоннели - мало верится, но сказали, что ночевать водителям во время снегопадов...
Кстати периодически движение затрудняют повсеместно переходящие дорогу овечки
Кстати периодически движение затрудняют повсеместно переходящие дорогу овечки
Верховья реки Белой Арагви.
Верховья реки Белой Арагви.
Эта группа туристов делала какие то постановочные снимки в прыжке... мне было жутко даже смотреть)
Эта группа туристов делала какие то постановочные снимки в прыжке... мне было жутко даже смотреть)
Крестовый перевал
Крестовый перевал
Кстати Казбек нам так и не показался в полной красе
Кстати Казбек нам так и не показался в полной красе
Дарьялское ущелье
Дарьялское ущелье
Могущественный Терек.
Могущественный Терек.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому