Чахнашвили Мария (marsada)
4 391 15 846
108 6 105
1 061 099  
Мария Чахнашвили » Фотоальбомы » Военно-грузинская дорога
(10631) 52

Военно-грузинская дорога

marsada 18 ноября 2016 г.
 

Одна из самых живописных дорог мира. Единственный путь, соединяющий Россию с Кавказом с давних времен. На кибитках и перекладных здесь проезжали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Дюма-отец. Природа, окружающая Военно-Грузинскую дорогу, всегда вызывала чувство восторга у писателей.

А. П. Чехов писал о ней: «Я никогда в жизни не видел ничего подобного». А еще он сказал : «Пережил я Военно-Грузинскую дорогу. Это не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный демоном и посвященный Тамаре…»

А. М. Горький, после того как он в 1891 г. прошел всю Военно-Грузинскую дорогу пешком с котомкой за спиной, признал: «Именно величественная природа Кавказа дала мне толчок, который сделал из бродяги литератора».

А грузинский поэт Иосиф Нонешвили написал так:

"Здесь мой прадед грузин проходил, огибая Казбек,

Путь к народу России любовью своей открывая,

И не только в горах - в каждом сердце грузинском навек

Пролегла, словно радуга эта дорога живая"

Давайте посмотрим, что же вызывает восторг у такого количества людей.

Этот путь по долинам Терека и Арагви известен с древних времен. Дорога упоминается в старинных хрониках.
Греческий историк и географ Страбон в очерке об Иберии пишет, что эта горная дорога трудна и опасна, так как путешественник должен взбираться на вершины по узким тропам, на которых не могут разойтись два человека.
Жинвальское водохранилище
Если говорить о голых фактах - дорога эта, длиной 192 км тянется от Владикавказа до Тбилиси
Долина реки Терек
И если кто-то наивный думает, что эти почти 200 км можно проскочить за 2-3 часа - это огрооомное заблуждение.
В основном это серпантин. Не разгонишься. Плюс виды, которые предстают из окна автомобиля, заставляют сердце то замирать, то учащенно биться, и приходится останавливаться.
Конечно, что-то снимаешь по-ходу движения, из окна автомобиля)
Географически первые километры Военно-Грузинская дорога идет по долине реки Терек, потом поднимается над долиной, идет вверх на Крестовый перевал (2395 м). Отсюда начинается крутой зигзагообразный Млетский спуск. Дальше полегче - дорога становится просторнее. Справа и слева открываются ровные площадки, покрытые садами и огородами.
Значение Военно-Грузинской дороги определяло время. Роль дороги как торгового пути в соседние государства особенно возросла в 11-13 веках в эпоху феодального расцвета Грузии.
Второй виток значимый - в 18м веке: при Екатерине II в Грузию были отправлены русские войска, а грузинские отряды во время русско-турецкой войны участвовали в борьбе против турецких полчищ в Закавказье.
Однако в этот период дорога была труднопроходимой, и путешествие по ней осуществлялось с большим трудом и занимало много времени. Так, в 1799 г. отряд русских войск под командованием генерала Лазарева прошел путь от Владикавказа до Тифлиса за 36 дней.
После присоединения Грузии к России дорога от Владикавказа до Тифлиса стала иметь особенно большое военно-стратегическое значение. Называлась она «Дарьяльской дорогой». С 1803 г. на всем ее протяжении возводились военные укрепления (редуты) для защиты проезжающих, началась реконструкция дороги.
Кстати, не забудьте посмотреть на столбики – разметки. На одном столбике написаны две совершенно разные цифры. Всё дело в том, что жители и Грузии и Северной Осетии считают, что начало дороги – это именно их столица – Владикавказ и Тбилиси. Именно поэтому на столбике одна цифра означает расстояние от Владикавказа до Тбилиси, а вторая цифра, наоборот, – от Тбилиси до Владикавказа. И спорить о том, что дорога берёт своё начало в Грузии или в Северной Осетии бесполезно.
С 1814 г. Военно-Грузинская дорога стала пригодной для движения колесного транспорта, несколько лет спустя была организована так называемая «экстрапочта», связывающая Санкт-Петербург с Тифлисом.
Арка дружбы народов
Замечательное описание путешествия по Военно-Грузинской дороге дал А.С. Пушкин в повести «Путешествие в Арзрум : «С Екатеринограда начинается военная Грузинская дорога; почтовый тракт прекращается. Нанимают лошадей до Владикавказа. Дается конвой казачий и пехотный и одна пушка. Почта отправляется два раза в неделю, и приезжие к ней присоединяются: это называется оказией. ... На сборном месте соединился весь караван, состоявший из пятисот человек или около. Пробили в барабан. Мы тронулись. Впереди поехала пушка, окруженная пехотными солдатами. За нею потянулись коляски, брички, кибитки солдаток, переезжающих из одной крепости в другую; за ними заскрипел обоз двухколесных ароб. По сторонам бежали конские табуны и стада волов. Около них скакали нагайские проводники в бурках и с арканами... Пушка ехала шагом, фитиль курился, и солдаты раскуривали им свои трубки .. . Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами … Пушка оставила нас. Мы отправились с пехотой и казаками. Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. Мы поехали по его левому берегу... Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. Стесненный Терек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелие извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами. Я шел пешком и поминутно останавливался, пораженный мрачной прелестию природы. Погода была пасмурная: облака тяжело тянулись около черных вершин.»
В 1911 г. по Военно-Грузинской дороге началось регулярное автомобильное сообщение, которым владела французская акционерная компания.
С 1928 г. дорога имеет асфальтовое покрытие.
С этой местностью связано множество поэтических легенд и преданий. Одна из них повествует о сказочном властелине Гуд-горы, могучем старце Гуде, который прославился среди горцев своими добрыми делами, но потом обезумел от безответной любви к прекрасной горянке Нино. Раскаты громового смеха старца, обрадованного ссорой Нино с её молодым возлюбленным пастухом, так сотрясали окрестные горы, что с них срывались огромные камни. Крупные валуны и по сей день густо устилают вход в Чертову долину. Это место так и называют - "каменный хаос". Легенду о старце Гуде, конечно, слышал М. Лермонтов и использовал её в своей знаменитой поэме "Демон".
Куда не глянешь - всюду вздымаются горы.
Воздух на перевале прохладен и изумительно чист.
Участок пути от Казбеги до старинного селения Гвелети, проложенный по узкому карнизу, очень живописен: сверху нависают угрюмые скалы, глубоко внизу ревёт и клокочет Терек.