Чахнашвили Мария (marsada)
4 391 15 846
108 6 105
1 061 076  
Мария Чахнашвили » Фотоальбомы » Жил был художник один
(4504) 42

Жил был художник один

 

Нико Пиросманишвили был четвёртым, младшим ребёнком в бедной семье в далёком горном грузинском селе Мирзаани на склоне Гомборского хребта. Когда ему исполнилось 8 лет- его родителей и старшего брата не стало, но о нем стала заботиться его старшая сестра с мужем. Они выбрали для маленького Нико неплохую участь: отдали его в прислужники в богатый Тифлисский дом армянской семьи Калантаровых. А там, в богатом доме хозяева так полюбили мальчика, что считали его родным: брали его с собой в театр, научили читать и писать по Русски и по грузински. Единственное, что огорчало хозяев дома - мальчик повсюду рисовал и портил стены.

Из мемуаров:

Именно в доме Калантаровых он стал рисовать. Его увлеченность не имела ничего общего с любимым занятием едва ли не каждого ребенка. "Его интересовало только рисование". Рисовал он каждую свободную минуту. Рисовал портреты всех живущих в доме и соседей. Рисовал дома вокруг. Хозяйскую корову. Целую картину "Татарин продает лобио" и еще другую - "Ботанический сад". Ребятам красным карандашом рисовал сцены из русско-турецкой кампании, о которой тогда писали в газетах и говорили, о которой рассказывали вернувшиеся с войны: бой, пушки, солдаты. Его картины на сюжеты грузинских сказок и легенд долго помнились. Забравшись на крышу дома, он рисовал прямо на кровельном железе все, что было видно вокруг: Метехскую крепость, Нарикала, Мтацминда, мечеть, Куру. На праздники - рождество и пасху -он украшал стены и окна гостиной.

Когда Нико подрос - он влюбился в дочь хозяев, которая была вдовой с ребеночком, и намного старше парня. Сейчас, конечно, это никому не мешает, а в прежние времена подобный союз был невозможен. Разница в возрасте и социальном статусе была огромная. Когда будущий художник объяснился с женщиной и рассказал ей о своих чувствах - вдова отказала, она относилась к парню, как к родственнику, брату - и Нико покинул дом, который стал ему родным. Какое-то время он проработал кондуктором на железной дороге, но это занятие было совершенно не по душе, и вскоре Нико познакомился с Гигой Зазиашвили. Это был такой же парень, любитель рисования, и вместе они решили открыть художественную мастерскую. Предполагалось рисовать вывески для лавок, духанов, магазинчиков. Вообще Пиросмани рисовал на клеёнке, оставляя некоторые ее части незакрашенной, на жести. Это очень редкая техника. Но мастерская очень быстро распалась, так как работники вообще внушали мало доверия. Кстати сказать, почти все окружающие считали Пиросмани "не от мира сего", "с чудинкой". По мне так он просто был социопат, с таким поведением.

В итоге, мастерская распалась, никакого образования у него не было, ничему обучен он не был, да и особо был никому не нужен, денег не было, близких и друзей не было. И он занялся торговлей молочными продуктами: сыр, мацони, молоко. И тут на удивление дело пошло хорошо, он смог расплатиться с долгами, и даже снял себе помещение под лавку, а саму лавку украсил вывеской с изображением чёрной и белой коровы. Дело удалось расширить, лавку перенесли в центр Тифлиса. Нико съездил к себе на родину в Мирзаани и выстроил там для сестры невиданно-богатый по тем временам, первый каменный в деревне дом. Там же по этому поводу закатил пир, написал ща это время несколько своих лучших картин. И уж казалось бы жизнь наладилась. Но.... Пиросмани влюбился.... случилась история, хорошо известная нам из песни "Миллион алых роз". Французская певица из кафе-шантана, красавица Маргарита. Нико влюбился не на шутку, но Маргарита относилась к этому чувству снисходительно и не серьёзно. Тогда Пиросмани продает молочную лавку и на вырученные деньги покупает "все цветы в Тифлисе и все цветы, которые росли под Тифлисом, и все цветы, которые пришли в Тифлис на поездах", нанимает аробщиков, которые заваливают цветами улицу перед гостиницей, где остановилась Маргарита, сам же отправляется пировать и в разгар веселья получает записку: "Приходите сегодня вечером", - но так увлечен, что не может уйти.

Короче, так у них ничего и не случилось, Пиросмани разорился, а Маргарита и вовсе исчезла.

Разоренный, разочарованный, несчастный. Он побирался, спал в подъездах под лестницей, в подвалах. Там в подвале его и нашли, пролежавшим в беспамятстве уже трое суток. Отвезли в больницу, но Пиросмани скончался не приходя в сознание.

Через два года после смерти художника, как это часто бывает, к нему пришла слава, росшая год от года. Из двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Они хранятся в Тбилиси, Москве, Лондоне, Париже и других городах.

В Грузии работы Пиросмани представлены в трёх музеях: в национальном музее в Тбилиси, в музее Пиросмани в Сигнахи и в музее на его родине в Мирзаани, рядом с его домом-музеем, тем самым сохранившимся каменным домом.
вот в такой примерно местности он родился
если бы я родилась среди таких пейзажей- может быть тоже стала бы художником
недалеко от дома-музея - скульптура
музей выглядит монументально. открыт он в 1978 году. Есть экскурсовод, который за 15 лари проведет по залам и расскажет историю жизни художника.
в первом зале - оригиналы картин Пиросмани
художественный стиль, в котором он творил называется примитивизм
На ферме
затолье
женщины весьма специфического вида )))
портреты Важа Пшавела и царицы Тамары
второй зал - работы других художников
Очень много портретов Пиросмани
В разных стилях
и даже несколько скульптур
это гравюры о последнем пути художника - подвал где его нашли умирающим и предположительное место захоронения.
третий зал - афиши выставок картин художника в разное время в разных странах
Этот шедевр (оригинал) хранится отдельно - портрет Пиросмани кисти Пабло Пикассо. Я в Сигнахи несколько лет назад копию видела.
сохранившаяся дверь старого дома Пиросмани
виды с терассы музея до сих пор у меня перед глазами