Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили
была 13 апреля 19:17
Фотоальбом

Человек, опередивший время

Музей Прокофьева — это уникальное культурное сооружение, посвященное жизни и творчеству выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера и талантливого шахматиста Сергея Прокофьева.

В музее представлены различные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Прокофьева, такие как его музыкальные партитуры, фотографии, личные вещи, письма и другие предметы, которые помогают лучше понять его жизнь и творчество. Музей также организует различные выставки, концерты и мероприятия, связанные с жизнью и творчеством композитора.

На одном из таких мероприятий мы побывали. Это была детская экскурсия под названием «Петя и Волк», но у детей был такой потрясающий экскурсвод, что взрослые, пожалуй, получили больше удовольствия, чем дети! Цель детской экскурсии была познакомиться с понятием симфоничческого оркестра и узнать о том, какие существуют музыкальные инструменты. но в целом у нас сложилась полноценная экскурсия, которая затрагивала все вехи творчества этого уникального композитора.

Прокофьева не зря называют человеком опередившим своё время. В своём творчестве он стремился к новаторству и экспериментам, что привело к созданию уникального стиля, сочетающего в себе элементы русской народной музыки, импрессионизма и атональности. Его произведения отличаются яркими мелодиями, сильными ритмами и острой оркестровкой.

Музей находится в самом центре, в Камергерском переулке. Именно в этом доме Сергей Прокофьев провёл последние годы своей жизни. Сюда приходили друзья-музыканты, молодые Рихтер и Ростропович, здесь рождалась прокофьевская музыка, здесь окончился жизненный путь гения.
Прокофьев по праву считается классиком ХХ века и ярчайшим новатором в области музыкального языка, кардинально изменившим отношение ко многим вопросам гармонии и мелодики, фортепианного, скрипичного, виолончельного стилей исполнительства, оркестрового мышления. Этот удивительный синтез классики и новаторства демонстрируется на экспозиции.
На этом автомобиле ездил Прокофьев по улицам Москвы.
Структура музея включает в себя несколько залов, каждый из которых посвящен определенному периоду в жизни Прокофьева или определенному аспекту его творчества. В музее также есть зал, где проводятся концерты и мастер-классы, а также зал, где посетители могут послушать записи произведений Прокофьева.
Главная тема экспозиции - творчество музыканта во всех проявлениях: фортепианное исполнительство и фортепианные сочинения; симфоническое творчество; опера и балет; киномузыка и музыка для драматического театра; кантаты и оратории; камерно-инструментальные сочинения.
В этом музее академическое содержание, продолжающее традиции «классического» музея, представлено через современные, аттрактивные, порой весьма неординарные и нестандартные формы. Новаторским стал сам принцип организации подачи материала - тотальная мобильность: подвижность экспозиционных конструкций; периодическая смена экспонатного ряда; наличие обновляющегося мультимедийного календаря, который синхронизирует важнейшие события жизни Сергея Сергеевича Прокофьева с днём настоящим.
Скрипка Страдивари, принадлежащая Прокофьеву
Впервые демонстрируются многие раритеты из фонда Сергея Сергеевича Прокофьева в Музее музыки: автографы музыкальных сочинений, письма и черновики, личные вещи композитора. Предметный ряд дополняют аудио- и видеозаписи сочинений Прокофьева.
Прокофьев 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
В 1904 году Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Здесь он изучал композицию у Николая Римского-Корсакова и пианизм у Константина Игумнова. В 1918 году Прокофьев эмигрировал из России и переехал в США, где начал активно гастролировать как пианист и дирижёр.
Инсталляция мемориального кабинета.
Инсталляция мемориального кабинета.
В этой обстановке композитор создавал произведения, принимал друзей-музыкантов. По воспоминаниям близких, среди предметов домашнего интерьера Сергея Сергеевича интересовали всего три вещи: фортепиано, письменный стол и удобное кресло. За столом композитор работал, читал, раскладывал пасьянс или играл в шахматы, в кресле обдумывал замыслы новых сочинений.
Инсталляция воссоздаёт атмосферу тех лет, когда композитор жил и творил в этом доме. В Проезд Художественного театра (так в те годы назывался Камергерский переулок) музыкант переехал в 1945 году. И до дня своей кончины, с перерывами на пребывание в больнице и санатории, а также на даче в посёлке Николиной горы, Прокофьев прожил в трёх комнатах большой коммунальной квартиры.
Перед глазами сидящего за столом — «голая», «пустая» стена без узора на обоях, без картин, плакатов, афиш и фотографий. Прокофьев во время работы не терпел отвлекающих факторов; спокойный серый цвет стен воспроизводит тот, что окружал композитора, позволяя ему мысленным взором рисовать на нейтральном полотне фантастические картины.
В 1936 году Прокофьев вернулся в Советский Союз и стал одним из ведущих композиторов страны. В этот период он создал множество значительных произведений, включая оперы "Леди Макбет Мценского уезда" и "Война и мир", симфонии, концерты и камерную музыку.
Это наш гениальный экскурсовод Константин. Рекомендую от души, если кто-то соберется на экскурсию в этот музей. Отрадно, что сам он пианист, и играл для нас некоторые произведения Прокофьева.
. В то время, когда большинство композиторов преимущественно обращались к традиционным формам, Прокофьев смело экспериментировал с различными жанрами и стилями, создавая музыку, которая была не только инновационной, но и доступной для широкой аудитории. Одним из самых ярких примеров такого подхода является его опера "Леди Макбeth Мценского уезда", которая была создана в 1934 году. Эта опера стала сенсацией благодаря своей нетрадиционной драматургии, использованию современной музыкальной языка и ярким характеристикам персонажей. Она была запрещена советскими властями из-за своей якобы "антисоветской" направленности, но впоследствии была восстановлена и стала одним из самых популярных произведений Прокофьева.
Кроме того, Прокофьев был одним из первых композиторов, которые начали использовать электронные музыкальные инструменты и технологии в своих произведениях. Его эксперименты с электронной музыкой, такие как "Соната для фортепиано № 7" и "Романс-элегия"
Прокофьев, известный своим вкладом в мировую музыку, также был страстным шахматистом, который активно участвовал в турнирах и соревнованиях на протяжении всей своей жизни.
Именно поэтому в музее представлена выставка «Искусство игры: шахматы - музыка» о музыкантах, увлекавшихся шахматами, и шахматистах, умевших петь или играть на музыкальных инструментах.
Прокофьев начал играть в шахматы в детстве и быстро стал одарённым игроком. В 1914 году он выиграл чемпионат Петроградского совета, а в 1920-х годах участвовал в международных турнирах, где встречался с такими известными шахматистами, как Акиба Рубинштейн и Александр Алехин.
Прокофьев начал играть в шахматы в детстве и быстро стал одарённым игроком. В 1914 году он выиграл чемпионат Петроградского совета, а в 1920-х годах участвовал в международных турнирах, где встречался с такими известными шахматистами, как Акиба Рубинштейн и Александр Алехин.
В 1920-х и 1930-х годах Прокофьев активно сотрудничал с шахматными изданиями, написав несколько статей и репортажей о шахматных событиях. Он также создал музыкальные произведения, связанные с шахматами, такие как "Шахматная сюита" и "Соната для фортепиано № 7".
Есть нечто общее у игры в шахматы и игры на музыкальном инструменте. Шахматист, в уме просчитывающий возможные комбинации, сродни композитору, сочиняющему сложное музыкальное произведение. История музыки помнит множество музыкантов, всерьёз увлекавшихся шахматами.
Есть нечто общее у игры в шахматы и игры на музыкальном инструменте. Шахматист, в уме просчитывающий возможные комбинации, сродни композитору, сочиняющему сложное музыкальное произведение. История музыки помнит множество музыкантов, всерьёз увлекавшихся шахматами.
Так, композитор Франсуа-Андре Филидор считался сильнейшим шахматистом своего времени (звание чемпиона мира по шахматам в XVIII веке не присуждалось). В XX веке 18-летний Сергей Прокофьев в сеансе одновременной игры сыграл вничью со 2-м чемпионом мира по шахматам Эмануилом Ласкером. Вскоре он обыграл Хосе Рауля Капабланку, поставив будущему чемпиону каверзную ловушку с матом в три хода.
В 1937 году в Центральном доме работников искусств в Москве состоялся знаменитый шахматный матч Ойстрах - Прокофьев: за шахматной доской сразились скрипач и композитор, проигравший - давал концерт.
Многие шахматисты, в свою очередь, обладают музыкальным слухом. 7-й чемпион мира по шахматам Василий Смыслов выбирал между карьерой певца и шахматиста. Как вокалист он прошёл конкурсный отбор в Большой театр. Однако на второй тур Смыслов не явился, так как был занят на шахматном соревновании. Гроссмейстер Марк Тайманов окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано. На протяжении 30 лет шахматист выступал в фортепианном дуэте со своей супругой, пианисткой Любовью Брук.
Некоторые участники шахматных состязаний могли слышать легендарный дуэт шахматистов: Василий Смыслов (вокал) - Марк Тайманов (фортепиано).
Среди представленных экспонатов - шахматы, принадлежавшие известным музыкантам, фотографии и портреты музыкантов за игрой в шахматы, афиши музыкальных выступлений шахматистов, рукописи музыкальных произведений на тему шахмат.
Музыка Сергея Прокофьева к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна, снятому в 1942 году. Получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, осуществлённых другими композиторами.
Как я уже говорила - экскурсия была детская, но очень здорово, что при музее есть отдельный лекционный зал!
Вот в такой легочитаемой форме в том числе и многие взрослые узнали о том, как устроен симфонический оркестр
Как и чем отличаются струнные смычковые
Как и чем отличаются деревянные духовые инструменты. У меня есть музыкальное образование, но для многих сопровождавших детей взрослых часть информации была абсолютно новой)
Прокофьев был не только выдающимся музыкальным талантом, но и одарённым пианистом, дирижёром и шахматистом.  Вот так его увековечили на Камергерском переулке для потомков. 
Музей рекомендую к посещению всем любителям музыки.
Прокофьев был не только выдающимся музыкальным талантом, но и одарённым пианистом, дирижёром и шахматистом. Вот так его увековечили на Камергерском переулке для потомков. Музей рекомендую к посещению всем любителям музыки.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому